Постановление XV съезда ВКП (б) “О директивах по составлению пятилетнего плана народного хозяйства”, декабрь 1927 г.

О директивах по составлению пятилетнего плана народного хозяйства

I. Итоги и предпосылки социалистического строительства

1. Итоги истекшего со дня Октябрьской революции десятилетия раскрывают огромное международное значение этой революции как составной части великого международно-революционного процесса, преобразующего капиталистическое общество в общество социалистическое. Диктатура пролетариата, пролетарская национализация средств производства, транспорта, кредита, внешней торговли, национализация земли – все эти предпосылки обусловили развитие экономики СССР на принципиально иных, социалистических началах. Принципиально иным стало социально-классовое содержание командных экономических высот, определяющих развитие всего народного хозяйства в его целом. Приципиально иным стало соотношение между городом и деревней, ибо индустрия обратилась “лицом к деревне”, став могучим факторгом ее социалистического преобразования, и рост внутреннего рынка начал выражать собой, в отличие от капитализма, не процесс разорения деревни, а рост ее благосостояния. Принципиально иной стала организационная форма народного хозяйства, поскольку на основе национализации крупной промышленности и других командных высот – стало возможным плановое хозяйственное руководство, все более вытесняющее анархию товарно-капиталистического рынка. Принципиально иным стало и распределение национального дохода в силу почти полной ликвидации прежде господствовавших классов и связанного с этим уничтожения значительной части непроизводительного потребления вообще. Эти отличительные черты хозяйства СССР сделали возможным гораздно более быстрый по сравнению со странами капитализма темп восстановительного процесса, а также и гораздно более быстрый процесс хозяйственного роста вообще.

2. Итоги хозяйственного развития с начала так называемой “новой экономической политики”, которая заложила основы правильного сочетания государственной социалистической промышленности с мелкими и мельчайшими хозяйствами простых товаропроизводителей-крестьян, полностью подтвердили положения Ленина, что мы имеем в нашей стране все необходимое и достаточное для построения социализма, что в объективных внутренних условиях хозяйственного и социального развития СССР отнюдь не заложена неизбежность падения или перерождения пролетарской диктатуры, что наличие большого количества крестьянских хозяйств и смычка с ними со стороны государственного хозяйства отнюдь не превращает нашей страны в страну крестьянской ограниченности.

Итоги хозяйственного развития с полной отчетливостью обнаруживают, что за период новой экономической политики произошла радикальная перегруппировка в отношениях между обобществленными формами хозяйства (в первую очередь социалитической индустрией), простым товарным хозяйством и хозяйством капиталистическим. Если в начале новой экономической политики государственная промышленность почти бездействовала, в области товарооборота государственные и кооперативные органы сами прибегали к частному посредничеству, а частный капитал, имея все преимущества быстрого оборота, играл относительно крупную роль, то на пороге перехода от восстановительного к реконструктивному периоду социалистическая промышленность и другие командные высоты играют уже решающую и ведущую роль во всем народном хозяйстве, государственная и кооперативная торговля обнимает собой подавляющую часть общего товарооборота страны, обобществленный сектор народного хозяйства определяет собой общее направление развития, вытесняя частный капитал, беря на буксир и постепенно преобразуя хозяйство простых товаропроизводителей-крестьян.

При таких условиях, несмотря на некоторый рост частника в абсолютных цифрах, гораздно более быстрый рост обобществленной части хозяйства, уменьшая во много раз опасность растущего на мелкобуржуазной основе частного капитала, создает прочные предпосылки для окончательной победы социализма.

С точки зрения социально-классовой это означает, что, несмотря на всю противоречивость процесса развития, несмотря на рост буржуазии города и деревни (кулак, нэпман), удельный вес рабочего класса повысился, его связь с основной массой крестьянства возросла, диктатура пролетариата укрепилась.

3. Опыт планового руководства доказал, что плановые предложения не раз нуждались в более или менее существенных поправках, что они неизбежно должны были носить относительный и условный характер, что реальный план неизбежно складывается органически в меру действительного роста организованности народного хозяйства и в меру увеличивающихся возможностей точного учета и предвидения на основе растущего обобществления экономики страны. Зависимость от урожая и невозможность предварительного точного статистического его охвата; зависимость от рыночной стихии, которая все более взнуздывается плановым началом, но еще не укладывается целиком в его рамки; колебания конъюнктуры мирового рынка и зависимость от этого последнего; наконец, внеэкономические факторы, связанные в первую очередь с враждебным капиталистическим окружением и отражающиеся как на экономических отношениях с заграницей, так и на экономических отношениях внутри страны, – все это обусловливает собой относительность значения плановых и цифровых предположений вообще. Пятилетний план народного хозяйства должен испытать на себе особое давление международных моментов в связи с обострением отношений между капиталистическими государствами и СССР.

Учитывая возможность военного нападения со стороны капиталистических государств на пролетарское государство, необходимо при разработке пятилетнего плана уделить максимальное внимание быстрейшему развитию тех отраслей народного хозяйства вообще и промышленности в частности, на которые выпадает главная роль в деле обеспечения обороны и хозяйственной устойчивости страны в военное время.

К вопросам обороны в связи с построением пятилетнего перспективного плана необходимо не только привлечь внимание плановых и хозяйственных органов, но и, самое главное, обеспечить неустанное внимание всей партии. С другой стороны, при построении пятилетнего плана должна быть точно также учтена возможность неурожаев целого ряда урожайных лет.

4. При составлении пятилетнего плана народного хозяйства, как и при составлении всякого хозяйственного плана, расчитанного на более или менее длительный срок, необходимо стремиться к достижению наиболее благоприятного сочетания следующих элементов: расширенного потребления рабочих и крестьянских масс; расширенного воспроизводства (накопления) в государственной индустрии на основе расширенного воспроизводства в народном хозяйстве вообще; более быстрого, чем в капиталистических странах, темпа народохозяйственного развития и непременного систсематического повышения удельного веса социалистического хозяйственного сектора, что является решающим и главным моментом во всей хозяйственной политике пролетариата.

При этом в области международных отношений необходимо исходить не из голого лозунга максимально широкого развития этих отношений (такой лозунг, выдвигаемый оппозицией, при последовательном своем применении означал бы отмену монополии внешней торговли и капитуляцию – хозяйственную и военную – перед интернациональной буржуазией) и не из свертывания экономических отношений с капиталистическим миром (осуществление такого лозунга означало бы большое замедление темпа нашего экономического развития вообще и темпа всего социалистического строительства). Здесь необходимос исходить из максимально широких связей, поскольку эту связи (расширение внешней торговли, иностранного кредита, концессий, привлечение иностранных технических сил и т.д.) увеличивают хозяйственную мощь Союза, делают его более независимым от капиталистического мира, расширяют социалистическую базу дальнейшего индустриального развития Союза, – только в этих пределах можно говорить о максимально широких связях.

В области соотношения между производством и потреблением необходимо иметь ввиду, что нельзя исходить из одновременно максимальной цифры того и другого (как этого требует оппозиция теперь), ибо это неразрешимая задача, или исходить из одностороннего интереса накопления в данный отрезок времени (как того требовал Троцкий, выставляя пароль жесткой концентрации и усиленного нажима на рабочих в 1923 г.), или исходить из одностороннего интереса потребления. Принимая во внимание и относительную противоречивость этих моментов и их взаимодействие и взаимосвязанность, причем с точки зрения развития на длительный срок интересы эти в общем совпадают, необходимо исходить из оптимального сочетания обоих этих моментов.

То же самое необходимо сказать относительно города и деревни, социалистической индустрии и крестьянского хозяйства. Неправильно исходить из требования максимальной перекачки средств из сферы крестьянского хозяйства в сферу индустрии, ибо это требование изначает не только политический разрыв с крестьянством, но и подрыв сырьевой базы самой индустрии, подрыв ее внутреннего рынка, подрыв экспорта и нарушение равновесия всей народохозяйственной системы. С другой стороны, неправильно было бы отказываться от привлечения средств деревни к строительству индустрии; это в настоящее время означало бы замедление темпа развития и нарушение равновесия в ущерб индустриализации страны.

В вопросе о темпе развития необходимо равным образом иметь в виду крайнюю сложность задачи. Здесь следует исходить не из максимума темпа накопления на ближайший год или несколько лет, а из такого соотношения элементов народного хозяйства, которое обеспечило бы длительно наиболее быстрый темп развития. С этой точки зрения нужно решительно и раз навсегда осудить оппозиционный лозунг повышения цен: этот лозунг не только привел бы к бюрократическому перерождению и монополитистическому загниванию промышленности, не только ударил бы по потребителю, и в первую очередь по рабочему классу и бедноте города и деревни, не только дал бы величайшие козыри в руки кулаку – он через некоторое время дал бы резкое снижение темпа развития, сузив внутренний рынок, подорвав сельскохозяйственную базу промышленности и застопорив технический прогресс в индустрии.

В области соотношения между развитием тяжелой и легкой индустрии равным образом необходимо исходить их оптимального сочетания обоих моментов. Считая правильным перенесение центра тяжести в производство средств производства, нужно при этом учитывать опасность слишком большой увязки государственных капиталов в крупное строительство, реализующееся на рынке лишь через ряд лет; с другой стороны, необходимо иметь ввиду, что более быстрый оборот в легкой индустрии (производство предметов первой необходимости) позволяет использовать ее капиталы для строительства в тяжелой индустрии при условии развития легкой индустрии.

Только учет всех вышеозначенных фактов и плановая увязка их позволяют вести хозяйство на пути более или менее планового, более или менее бескризисного развития.

5. С точки зрения классовой борьбы и расстановки классовых сил период, в который мы вступаем, характеризуется возрастанием классовой мощи пролетариата, укреплением его союза с бедняцкой и середняцкой массой при относительном падении и возможном еще абсолютном росте частнокапиталистических элементов города и деревни.

Решения XIV конференции и XIV партсъезда послужили основой правильной политики по отношению к деревне в текущий период, и именно они обеспечили укрепление союза рабочего класса с основной массой крестьянства. Пролетариат, преодолев противосередняцкий уклон в среде своей партии, на основе достигнутого укрепления рабоче-крестьянского блока, вместе со всей бедняцкой и середняцкой массой имеет теперь возможности перейти к дальнейшему, более систематическому и настойчивому ограничению кулака и частника. Такова должна быть основная классовая установка пятилетного плана народного хозяйства.

II. Проблема пятилетнего плана и хозяйственная политика партии

1. По линии регулирования взаимоотношений между городом и деревней лежат основные трудности и основные проблемы хозяйственной политики пролетариата. При построении пятилетнего хозяйственного плана нужно исходить из разрешения задач, которые связаны с основными диспропорциями нашего хозяйства: диспропорцией между промышленностью и сельским хозяйством, которая (диспропорция) далеко не изжита, несмотря на более быстрый, чем рост сельского хозяйства, рост индустрии; диспропорцией между ценами на продукты промышленности и сельского хозяйства (рыночные “ножницы”); диспропорцией между спросом на промышленное сырье, являющееся продуктом сельского хозяйства (хлопок, кожа, шерсть и т.д.), и его предложением; наконец, диспропорцией между количеством рабочих рук в деревне и реальной возможностью их хозяйственного использования (так наз. “аграрное переселение”).

2. Преодоление этих диспропорций мыслимо достигнуть различными методами. Так, например, установление равновесия между спросом и предложением промышленной продукции может быть достигнуто повышением промышленных цен (метод оппозиции, пропагандировавшийся ею до самого последнего времени); однако, этот метод по причинам, уже указанным выше, должен быть решительно отвергнут партией. Оно могло бы быть достигнуто резким снижением сельскохозяйственных цен; однако этот метод привел бы к понижению всего темпа развития, сократив экспортные возможности и еще более подорвав сырьевую базу промышленности. Оно могло бы быть достигнуто резским усилением налогового обложения крестьянства. Но и этот метод, поскольку он касается не кулака, а всей массы крестьянства, не может быть приемлем по тем же причинам, что и политика высоких цен на промышленные товары или политика чрезмерно низких цен на продукты сельскохозяйственного производства. Подобные методы уничтожения основных диспропорций непосредственно или в конечном счете привели бы к установлению равновесия не на быстро повышающейся кривой развития производительных сил, а на крайне замедленном движении их. С другой стороны, такие методы, устанавливая известное равновесие на рынке, не только не могли бы привести к смягчению или, тем более, ликвидации аграрного перенаселения и связанной с ним безработицы в городах, а, наоборот, привели бы к еще большему обострению положения и тяжело отразились бы на всей политической жизни страны. Равным образом должна быть отвергнута общая установка на “временное” форсированное кредитование сельского хозяйства и максимальное расширение хлебного экспорта за счет индустриальных вложений. Эта политика, которая в пределах монополии внешней торговли давала бы наибольшее расширение внешнеторговых операций, противоречила бы политике индустриализации страны, задерживала бы рост нашей индустрии и хозяйственно разрушала бы Союз перед лицом внешнего капиталистического врага.

3. Единственно правильным путем изживания вышеуказанных диспропорций является путь понижения себестоимости промышленной продукции на основе энергично проводимой рационализации индустрии и ее расширения, следовательно, на основе политики снижения промышленных цен; путь развития трудоемких культур в деревне и индустриализации самого сельского хозяйства (через развитие в первую очередь индустрии по первичной обработке продуктов сельского хозяйства); путь всемерного привлечения мелких сбережений (внутренние займы, сберегательные кассы, привлечение вкладов в кооперацию, постройка кооперативных заводов) и увязка их с кредитной системой.

Только этот путь, ведущий хозяйство не по линии наименьшего сопротивления, а по линии преодоления величайших трудностей, обеспечивает установление более или менее гармонического соотношения между городом и деревней, систематическое изживание недостатка в промышленных товарах, рассасывание “излишних” рабочих рук на основе непрерывного подъема производительных сил страны, повышения удельного веса социалистического хозяйственного сектора постоянно улучшающегося благосостояния широких масс пролетариата и трудящегося крестьянства. Ибо развитие трудоемких культур в деревне, интенсификация и индустриализация сельского хозяйства неизбежно будут поглощать растущее количество рабочих рук, тогда как расширяющаяся индустрия, особенно на основе уменьшаемого рабочего дня и введения большого количества смен, будет более быстро рассасывать безработицу в городах. Ибо политика рационализации и низких цен, устанавливая равновесие между городом и деревней, неизбежно повлечет за собой длительное ускорение темпа развития. Ибо эта политика, расширяя потребление масс и обеспечивая соотвествующее давление на весь производственный аппарат, будет лучшей гарантией против всякого загнивания и монополистического паразитизма.

4. Исходя из общего курса внешней торговли (максимум торговых связей при условии укрепления своего производственного базиса и растущей независимости от капиталистического мира), необходимо строить план внешней торговли с обязательной установкой на активный баланс. Активный торговый баланс наряду с увеличением добычи золота в стране является основным источником образования валютного резерва, который особенно необходим в связи с обострением отношений между капиталистическим миром в СССР , а также возможностью недорода или неурожая.

В связи с последними обстоятельствами пятилетний план должен отвести крупное место накоплению резервов вообще: натуральных, товарных и валютных. Накопление этих резервов должно быть совершенно необходимой страховкой, оберегающей СССР от крупных колебаний конъюнктур международного рынка, возможностей хозяйственной и кредитно-финансовой частичной или общей блокады, неурожая внутри страны, а также и прямого вооруженного нападения на Союз пролетарских республик.

5. В области промышленности необходимо отметить следующие важные проблемы: во-первых, соотношение между производством средств производства и производством предметов производства, т.е. между тяжелой и легкой индустрией; во-вторых, соотношение между числом новых строящихся промышленных единиц и сроками их окончательной постройки (в связи с опасностью увязать непосильно большие средства на слишком широком фронте капитального строительства при длительной невозможности их реализации); в-третьих, соотношение между себестоимостью продукции и заработной платой; наконец, соотношение между производством для нужд внутреннего рынка и экспорта, с одной стороны, и для обеспечения обороны страны – с другой.

В соответствии с политикой индустриализации страны в первую очередь должно быть усилено производство средств производства с тем, чтобы рост тяжелой и легкой индустрии, транспорта и сельского хозяйства, т.е. предъявляемый с их стороны производственный спрос, был в основном обеспечен внутренним производством промышленности СССР. Наиболее быстрый тем развития должен быть придан тем отраслям тяжелой индустрии, которые подымают в кратчайший срок экономическую мощь и обороноспособность СССР, служат гарантией возможности развития в случае экономической блокады, ослабляют зависимость от капиталистического мира и содействуют преобразованию сельского хозяйства на базе более высокой техники и коллективизации хозяйства. Поэтому особое внимание должно быть обращено на скорейшее осуществление плана электрификации, развитие черной и цветной металургии, в особенности в части качественных металов, развитие химических производств, в особенности в части производства искусственных удобрений, дальнейшее развертывание добычи угля, нефти и торфа, общего и сельскохозяйственного машиностроения, судостроения, электропромышленности, золото-платиновой промышленности.

Промышленность, производящая предметы потребления, должна довести количество и качество своей продукции до такого предела, чтобы было обеспечено значительное повышение душевной нормы потребления трудящихся. Особое внимание должно быть обращено на развертывание текстильной, кожевенной и пищевой промышленности, которая обеспечивая рост сельскохозяйственной сырьевой продукции, особенно способствует росту индустриализации сельского хозяйства и рассасыванию аграрного перенаселения.

В области новых производств должны быть развиты или поставлены заново: производство оборудования для металлургии, топливной и текстильной промышленности, авто-, авиа- и тракторостроение, производство искусственного волокна, добыча редких элементов, производство алюминия, ферромарганца, цинка, связанного азота, калия, производство оборудования кинопромышленности и радиоустановок, добыча радия и т.д.

Отпускные цены на продукцию промышленности должны систематически снижаться, обеспечивания последовательное сжатие раствора “ножниц”, т.е. изживание диспропорции цен на продукты промышленности, с одной стороны, сельского хозяйства – с другой, и диспропорции между уровнем наших цен и цен мирового рынка.

Осуществление этих задач возможно лишь при условии решительного снижения себестоимости. Поэтому снижение себестоимости является центральной проблемой промышленности, и решению этой проблемы должны быть подчинены все остальные задачи. Главным методом успешного ее разрешения должна явиться социалистическая рационализация производства. Введение новой техники, улучшение организации труда, повышение квалификации рабочей силы и при уменьшении рабочего дня уплотнение его – таковы главные составные части процесса рационализации. Результаты энергичных мероприятий в этой области, давая возможность повышения заработной платы и дальнейшего роста жизненного уровня рабочего класса, в то же время должны понизить расход заработной платы на единицу изделий, уменьшить их себестоимость, повысить производительность труда, дать прочную базу для политики снижения цен.

Увеличение внтурипромышленного накопления наряду с перераспределением в пользу индустрии народного дохода позволяет осуществить капитальные вложения в промышленность в размерах, обеспечивающих необходимый рост производства и его рационализацию, при условии величайшей экономии в расходовании средств, решительного удешевления стоимости строительства и жесткого проведения плана. План капитального строительства должен исходить при этом из плана наиболее целесообразного развития народного хозяйства в целом с учетом районных особенностей; равным образом он должен исходить из наибольшей эффективности капитальных затрат как по срокам окончания работ, та и по производственному эффекту строящихся предприятий. Поэтому капитальные затраты каждого года должны предусматривать максимальные вложения в сравнительно ограниченное число новых заводов и отобранных для реконструкции действующих предприятий.

При осущствлении капитального строительства необходима энергичная борьба за введение новых методов работы и применение новейших технических достижений. Нужно, в частности, покончить с непомерно высоким индексом стоимости строительных материалов и строительных работ в целом.

При определении темпа развития капитального строительства в области промышленности необходимо предусмотреть надлежащее обеспечение ее оборотными средствами не только за счет бюджетных ассигнований, но, главным образом, за счет накопления в самой промышленности и ускорения оборачиваемости капиталов в производстве.

Чрезвычайное внимание следует уделить при построении плана жилищному рабочему строительству. Ввиду крайней остроты жилищного кризиса необходимо такое увеличение жилищного рабочего строительства, которое обеспечило бы на протяжении ближайших 5 лет повышение обеспечения жилищной площадью рабочего населения.

При составлении пятилетнего плана необходимо иметь в виду развитие мелкой местной промышленности, кустарной и ремесленной, каковая, служа в настоящее время совершенно необходимым дополнением крупной государственной промышленности, способствует изживанию товарного дефицита и смягчению безработицы. Необходимо иметь ввиду включение этой промышленности в круг влияния государственных и кооперативных органов, кооперирование, объединение и рационализацию производства мелких промышленных производителей и отвоевание их от частного скупщика, раздатчика, ростовщика.

Необходимо усилить темп кооперирования кустарей, особенно в тех промыслах, где до сих пор еще сильно влияние частного капитала, усилить работу по вовлечению в кустарную промышленность средств кооперативных кустарей (паевые взносы, специальные отчисления, вклады и т.п.). Особое внимание при составлении пятилетного плана должно быть уделено развитию мелкой и кустарной промышленности окраин, в частности национальных республик и областей. В связи с наличием ряда промыслов с высоким заработком занятых в них кустарей необходимо дифференцировать нашу политику в отношении льгот и всевозможных видов помощи со стороны государства отдельным категориям кустарей.

6. В области транспорта следует поставить своей задачей такое расширение сети транспорта и его работы, которое покрывало бы потребности расширяющегося производства и товарооборота, приобщая к народохозяйственной жизни страны новые районы, открывая новые громадные источники развития производительных сил и обеспечивая нужды обороны. Принимая во внимание запоздание транспорта в переходе от восстановления к решительной перестройке и рационализации, должно обратить сугубое внимание на коренную реконструкцию транспортного хозяйства и рационализации его работы по типу наиболее передовых в техническом отношении стран и вместе с тем более полного приспособления его к интересам потребителей. Эти мероприятия в отношении водного транспорта должны быть особенно выявлены в пятилетнем плане, поскольку перегрузка железных дорог выдвигает настоятельно задачу более полного использования водного транспорта и сочетания водных перевозок с железнодорожными.

Источником средств для капитальных вложений в транспортное хозяйство должны явиться средства государственного бюджета и особенно и главным образом увеличение собственного накопления путем снижения себестоимости перевозок и сокращения непроизводительных издержек.

Особое внимание должно быть уделено развитию местного транспорта как по линии расширения дорожного строительства, так и механизации средств передвижения, в первую очередь в районах развития товарного производства. Специальное внимание местных органов Советской власти должно быть привлечено к разрешению этой проблемы путем привлечения сил и средств как местного населения и местных Советов, так как недостаточное развитие местного транспорта служит одной из важнейших причин технической и культурной отсталости деревни.

7. В области сельского хозяйства при составлении плана должно исходить как из категорической необходимости общего подъема сельского хозяйства (в первую очередь повышение урожайности и расширение посевных площадей), так и из правильного сочетания основных элементов хозяйства как в районном разрезе, так и в отраслевом (зерновые культуры, технические культуры и животноводство), причем эти отрасли сельского хозяйства должны развиваться настолько быстро, чтобы: 1) обеспечить расширение потребления широких масс; 2) обеспечить такой рост экспорта, который был бы увязан в пятилетнем плане с нуждами импорта и накопления валютных ресурсов; 3) увеличить покрытие промышленного спроса собственным сырьем. В политике цен на продукты сельского хозяйства пятилетний план должен исходить из необходимости установления устойчивых и соответствующих планам производственного и личного потребления страны и экспорта соотношений в развитии отдельных отраслей сельского хозяйства. Распределение ресурсов между различными отраслями сельского хозяйства определяется, кроме вышеуказанных моментов, также необходимостью уничтожения диспропорции между количеством рабочих рук и реальным их использованием: отсюда необходимость форсирования развития трудоемких культур и быстрой индустриализации сельского хозяйства, в первую очередь по линии первичной переработки сельскохозяйственных продуктов.

Отсюда же вытекает недопустимость сплошного подхода к проблемам техники сельского хозяйства и необходимость различения районов зерновой культуры (трактор, машины, селекционные семена и т.д.), районов интенсивных технических культур (мелиорация, дренаж, ирригация, удобрения и т.д.) и, наконец, животноводческих районов (улучшение породы и организация сбыта). План должен предусмотреть, в частности, такое расширение посевных площадей по пшенице и ячменю, повышение урожайности и увеличение товарного выхода этих продуктов, которое обеспечило бы растущие потребности и внутри страны и необходимый размер экспорта. Вместе с тем план должен предусмотреть мероприятия в области лесного хозяйства, особенно в части его рационального ведения (лесомелиоративные, лесокультурные и лесоустроительные работы), в целях правильного и более полного использования лесных богатств страны.

План должен предусмотреть капитальные вложения в сельское хозяйство как со стороны самого крестьянства, так и со стороны государственного бюджета, направленные на машинизацию сельского хозяйства и проведение первоочередных ирригационных и мелиоративных работ вообще, причем особое внимание должно быть обращено на работы, связанные с предупреждением возможных неурожаев. В плане должны быть предусмотрены мероприятия по снабжению деревни сложными с.-х. машинами, и особенно тракторами, что в наших условиях является одним из средств усиления коллективизации сельскохозяйственного производства.

В пятилетнем плане необходимо предусмотреть форсированную работу по землеустройству, являющемуся элементарной предпосылкой как общего перехода всего сельского хозяйства на высшую ступень агрикультуры, так и внедрения коллективных форм хозяйствования и обеспечения интересов бедноты и середняков в борьбе с кулаком. Необходимо также составить план переселенческих мероприятий и на его основе усилить работу по переселению, которая содействует подъему производительных сил сельского хозяйства и улучшая положение неимущих и малоимущих групп крестьянства, будет способствовать уменьшению “аграрного перенаселения”.

План должен исходить из основной классовой установки партии, а именно из политики опоры на бедноту, прочного союза с середняком и наступления на кулака. План должен поэтому исходить из поддержки кооперации (решительно отвергая при этом оппозиционные предложения об изъятии капиталов у кооперации, что было бы ударом по всему кооперативному плану Ленина); он должен исходить их правильной внутрикооперативной политики (кредитование маломощных, борьба с кулацкими тенденциями, соответствующая политика в машинных товариществах и пр.); он должен, далее, исходить из того, что наряду с всемерным развитием бытовой кооперации необходимо в настоящее время оказывать большую поддержку всем жизнеспособным формам производственного кооперирования (коммуны, колхозы, артели, производственные товарищества, кооперативные заводы и т.д.), а также советским хозяйствам, долженствующим быть поднятыми на более высокую ступень.

8. Важнейшей задачей социалистического строительства в области организации обмена является преодоление анархии рынка и расточительности в расходовании материальных средств, свойственной капиталистическому способу распределения, путем дальнейшего развития и рационализации обобществленного сектора товарооборота.

Обобществленный сектор обращения, расширяясь за счет вытеснения частного капитала, внося плановое начало в сферу товарооборота путем рационализации торговой сети, максимального сокращения непроизводительных затрат в сфере обмена, закрепит все громадные экономические преимущества новой социальной системы рапределения и в дальнейшем, в меру успехов социалистического строительства, преобразуется в аппарат социалистического распределения продуктов.

Дальнейшее вытеснение частника с рынка кооперацией и государственной торговлей должно происходить, в меру их действительных организационных и материальных возможностей, так, чтобы это вытеснение не влекло за собой бреши в товаропроводящей сети и перебоев в снабжении рынка.

Усиление и рост кооперации и госторговли, в наибольшей степени поддающихся воздействию планового руководства, в свою очередь, должны облегчить борьбу за снижение цен, бюджетного индекса и за устронение оптово-розничных “ножниц”.

Особое внимание должно быть уделено кооперации. Перед ней стоит задача большего охвата все больших кругов населения. Кооперация должна превратиться в наиболее дешевый и рациональный аппарат движения товаров от производителя к потребителю. Через организованное вовлечение масс в хозяйственную работу она должна способствовать учету потребительского спроса населения и планомерному покрытию этого спроса путем своеговременного предъявления промышленности заявок через систему заказов.

Интересы развития производительных сил страны требуют такого распределения средств, при котором возможно больщая доля их вкладывалась бы в производство и возможно меньшая оседала в товаропроводящей сети.

Ускорение оборота в торговле наряду со снижением накладных расходов и уплотнением работы каждой торговой единицы, упрощение, сокращение и выпрямление товаропроводящих путей являются основными методами решения этой задачи.

Преимущества планового руководства позволяют советскому хозяйству обходиться значительно меньшей нормой товарных запасов, нежели это необходимо в хозяйстве капиталистическом, что с точки зрения всего народного хозяйства в целом представляет значительную экономию. План, однако, должен предусмотреть образование таких товарных запасов, которые были бы достаточны как для бесперебойного снабжения рынка, так и для сглаживания сезонных колебаний рыночной конъюнктуры.

План должен, наконец, предусмотреть достаточные ассигнования для расширения и создания новой, более высокой технической базы аппарата распределения (новое строительство складов, элеваторов, холодильников и т.п.).

9. В области денежного обращения и кредита план должен исходить из необходимости систематического повышения покупательной способности червонца. Бумажно-денежная эмиссия должна быть ограничена размерами, обусловленными ростом товарооборота.

Одновременно, при постоянном росте бюджета, необходимо внедрение в бюджетную работу большего планового начала и образование значительных бюджетных резервов, которые обеспечили бы достаточно свободное маневрирование как внутри страны, так и на внешнем рынке.

Кредитная система становится в возрастающей степени орудием укрепления социалистического сектора хозяйства и, в частности, поддержки бедняцких и середняцких хозяйств в деревне.

Необходимо предусмотреть в плане мероприятия по вовлечению мелких сбережений в сферу государственного кредита. Такое вовлечение, давая, с одной стороны, дополнительные ресурсы для индустриализации, в то же время на протяжении предстоящего пятилетия должно содействовать установлению на рынке равновесия между платежеспособным спросом на промышленные товары и их предложением.

10. Пятилетний план должен уделить особое внимание вопросам подъема экономики и культуры отсталых национальных окраин и отсталых районов, исходя из необходимости постепенной ликвидации их экономической и культурной отсталости, соответственно предусматривая более быстрый темп развития их экономики и культуры, исходя из увязки нужд и потребностей этих районов с нуждами и потребностями Союза.

11. Правильное решение центральных проблем пятилетнего плана обуславливает такое возрастание народного дохода и его распределения, которое обеспечивает рост благосостояния рабочего класса, беднейшего и среднего крестьянства при сохранении максимально-возможного темпа развития всего народного хозяйства.

Растущая численность рабочего класса и повышающаяся производительность труда в обстановке коренной реконструкции промышленности, резко увеличивающей выпуск продукции на одного рабочего, приводят в условиях пролетарского государства к сокращению рабочего дня до семи часов, усилению мер охраны труда, направленных к оздоровлению обстановки труда на предприятиях, и к дальнейшему росту заработной платы, особенно интенсивному в ее реальном выражении. Общий объем народного хозяйства обеспечит возможность дальнейшего увеличения расходов на другие материальные и культурные нужду рабочих масс – в первую очередь на жилищное строительство, постройку школ, техникумов, клубов, организацию общественного питания, детских яслей, детских домов и общее благоустройство рабочих поселков.

Все это при одновременном развитии сети учреждений профтехнического образования, в частности школ ФЗУ, и приспособлении всего народного просвещения к потребностям социалистического строительства создает предпосылки для быстрого повышения культурного уровня рабочих масс, постоянно растущей активности их участия в строительстве социализма и тем самым укрепления основной базы пролетарской диктатуры.

Этим создаются условия и для проведения мероприятий, направленных к систематическому улучшению положения рабочей молодежи (уменьшение безработицы, проведение и упорядочение брони, подтягивание зарплаты и т.п.), повышению ее культурного уровня и подготовке из нее новых кадров технически и культурно-политически развитых пролетариев – сознательных строителей социализма.

Развитие сельского хозяйства путем его механизации и интенсификации, перевод его на более высокие технические и социальные формы хозяйствования, кооперирование крестьянского населения, направление государственной и кредитной помощи исключительно бедняцким и середняцким хозяйствам и правильная политика цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию – все это, увеличивая доходы крестьянского хозяйства, обеспечивает постоянное повышение материального и культурного уровня жизни беднейшего и среднего крестьянства при решительном ограничении эксплуататорских тенденций кулака. Это создает базу для общего подъема культурной жизни деревни, роста просветительной и культурной работы, распространения агрономических и технических знаний среди массы сельского населения. Сближение уровня жизни города и деревни прокладывает пути к устранению созданного капитализмом разрыва между ними и укрепляет союз рабочего класса и кретьянства, вовлекая последнее на социалистический путь развития и приобщая к активному участию в социалистическом строительстве в целом.

12. Пятилетний план в связи с задачами социалистического строительства должен учесть необходимость решительного повышения культурного уровня населения города и деревни, развития национальных культур народностей СССР и увязать план культурного строительства с индустриализацией страны как неотъемлимую часть общего плана социалистического строительства СССР. В основу плана культурного строительства должны быть положениы те задачи народного образования которые обеспечивают культурный рост широких масс трудящихся (всеобщее обучение, ликвидация неграмотности, массовое профтехническое образование и т.п.), и задача подготовки квалифицированных специалистов и научных работников.

13. Констатируя значительный шаг вперед в деле составления плановых заданий, съезд считает необходимым, ввиду растущей сложности планирования и растущего практического его значения, усиление плановой дисциплины, укрепление плановых органов и улучшение планового руководства. С целью наиболее полного охвата плановым руководством народохозяйственной жизни страны съезд считает необходимым в течение предстоящего пятилетия закончить районирование всей страны.

III. Социалистическая рационализация, значение и роль массовых организаций.

В целях разрешения вышеуказанных задач XV съезд ВКП(б) считает необходимым проведение ряда директив, которые только и могут обеспечить осуществление соответствующего плана народного хозяйства.

1. В центре всего должна стоять самая энергичная, самая напряженная работа по рационализации: рационализации индустрии, в первую очередь рационализации торгового аппарата, рационализации государственного аппарата и т.п.

Эта рационализация не может быть проведена без повышения роли науки и научной техники. Широкое развитие сети научно-исследовательских индустриальных институтов и фабрично-заводских лабораторий, решительное приближение академической научной работы к промышленности и сельскому хозяйству, самое широкое использование западноевропейского и американского научного и научно-промышленного опыта, тщательное изучение всех новейших открытий и изобретений, новых индустрий, нового сырья, новых металлов и т.д., а равно новых организационных форм – должно быть поставлено как очередная задача дня. Необходимо не останавливаться перед затратами на опыты по проведению улучшенных методов производства, всемерно поддерживая при этом инициативу как рабочих, так и техников и инженеров. В связи с этим необходимо приложить все усилия к улучшению технического и агрономического образования и наибыстрейшей подготовке кадров таких квалифицированных и научных сил, которые, стоя на уровне мировой науки и техники, были бы активными участниками социалистического строительства.

2. Эта работа по рационализации всего народного хозяйства своей главнейшей и решающей предпосылкой имеет широкое вовлечение в нее рабочих и крестьянских масс. Все партийные, советские, профессиональные, кооперативные и другие организации должны поставить своей задачей интенсивную пропаганду и раъяснение того, что лишь при самой решительнгой борьбе с непроизводительными тратами, халатностью и небрежностью работы, неряшливым и нерадивым отношением к средствам производства и своему собственному труду, остальными техническими формами хозяйства (устарелая техника в индустрии, трехполье, соха и пр. в сельском хозяйстве) возможна окончательная победа трудящихся. Необходима самая решительная борьба с бюрократизмом государственного и хозяйственного аппарата, с осталостью, рутиной, хвостистскими настроениями и в среде масс, и в среде организаций, и в среде руководящих кадров этих организаций, будь то органы государственного аппарата, профессиональные союзы, кооперация и даже органы самой партии. Необходима энергичная борьба за переустройство быта, борьба за культуру, против пьянства, неграмотности, за трудовую сознательность и трудовую дисциплину рабочих и крестьянских масс.

3. Особо важная задача выпадает при этом на долю профессиональных организаций пролетариата, от их низших до самых высших звеньев. Беспощадно борясь против всех извращений рационализации, стоя на страже повседневных нужд рабочего класса, давая самый энергичный отпор всякой волоките и бюрократизму, где бы они ни замечались, смело преодолевая любую попытку сократить размах творческой инициативы масс, широчайшим образом вовлекая пролетарские ряды в поток великой строительной работы и равзязывая всеми мерами эту инициативу, – профессиональные союзы в то же время должны еще в большей степени стать основным рычагом переделки нашей промышленности. На основе политики сокращения рабочего дня и повышения заработной платы (в меру ресурсов страны и подъема промышленности), профессиональные союзы должны всячески (через фабзавкомы, производственные совещания и конференции, контрольные комиссии и т.д.) помогать делу трудового воспитания пролетарских масс, организации труда на фабриках и заводах, улучшению внутренних фабрично-заводских распорядков и рационализации техники предприятий. Профессиональные союзы должны помочь отсталым слоям пролетариата осознать до конца, что именно пролетариат как класс является хозяином индустрии, что перед ним раскрываются огромные перспективы, если будут неустанно и неуклонно идти вперед индустриализации страны, рационализации ее хозяйства, строительство социализма.

4. Необходимо в возрастающей степени мобилизовать вокруг дела хозяйственного подъема страны широкие массы крестьянства, крестьян-бедняков и середняков, в первую очередь через кооперацию. Необходимо решительнее и смелее поддерживать инициативу бедняцких и середняцких масс в создании различных форм коллективного хозяйства, культурных очагов, организации агрономическй помощи и помощи в деле землеустройства, рационализации кооперативного аппарата, в деле контроля кооперированных масс над органами кооперации, над ценами и т.д. Необходимо решительнее и смелее пробуждать и поддерживать инициативу масс в области машинизации сельского хозяйства, его интенсификации, введения новых трудоемких культур, строительства кооперативных заводов и т.д.

5. Съезд обращает внимание на огромную роль комсомола и на стоящие перед ним задачи. Комсомол должен быть организатором и проводником новых начинаний в городе и деревне по рационализации хозяйства, труда и быта. Комсомол должен быть одним из главных помощников партии в деле проведения ее политики на фронте борьбы с техническо-хозяйственной и культурной отсталостью. Комсомол должен быть главным рычагом перевоспитания широких масс пролетарской и бедняцко-середняцкой крестьянской молодежи в духе строительства социализма и его защиты от всех врагов вне страны и внутри ее.

6. Равным образом съезд обращает внимание партии на всю важность еще более усиленного вовлечения широких слоев женского пролетариата и передовых масс крестьянок в дело строительства социализма и рационализации хозяйства, усиливая при этом проведение мероприятий как по поднятию квалификации труда работниц, так и по усилению работы по их быстрому раскрепощению. Только в меру разрешения этой задачи будет на деле перестраиваться на социалистических рельсах и весь трудовой и бытовой уклад широких масс нашей страны.

7. Ввиду грандиозности задач, стоящих перед страной в области хозяйственного строительства в предстоящий пятилетний период, съезд подчеркивает, что члены партии, на каких бы постах они не находились – от места у станка до высших руководящих страной органов, – должны служить образцом трудового героизма, трудовой дисциплины, напряженной, четкой и рационально поставленной работы.

***

Съезд, подтверждая правильность хозяйственной политики ЦК за истекший период, полагает, что осуществление пятилетнего плана, которое должно значительно повысить уровень благосостояния масс и укрепить позиции социализма, зависит раньше и прежде всего от дружности, сплоченности и творческой энергии самой партии. С этой точки зрения съезд категорически осуждает деятельность оппозиционной фракции т. Троцкого, которая дезорганизует великую строительную работу, нарушает ход этой работы, пытается дезорганизовать и весь советский аппарат.

Съезд категорически осуждает хозяйственную линию оппозиции. В противоположность ленинскому утверждению, что при правильной политике партии в нашей стране возможна полная победа социализма, если только не помешают внешние нападения, оппозиция исходит из невозможности победы социализма. Поэтому вместо уверенной и продуманной политики она предлагает партии или величайшие бепринципные колебания, или политику, не имеющую ничего общего с ленинизмом. В области рационализации хозяйства троцкистская оппозиция, обвиняя противников своей политики в “агитаторском подходе”, колебалась от лозунга “жесткой концентрации” и нажима на рабочих (с закрытием таких гигантов пролетарской индустрии, как Путиловский завод, Брянский завод и т.д.) вплоть до отрицания по существу дела рационализации.

Важнейшее положение Ленина, лежащее в основе всей хозяйственной ориентации, а именно положение, что пролетарская индустрия должна давать крестьянину более дешевые товары, чем давал им капиталистический строй, явно попиралась оппозицией. Она, в полную противоположность Ленину, выставляла положение, что с крестьян нужно брать больше, чем брал старый строй, что нужно вести политику повышения и без того очень высоких цен и т.д. и т.д. Только под напором жесточайшей критики оппозиция вынуждена была отступить от этой политики, которая является политикой разрыва с крестьянством, обирания потребителя-рабочего, политикой помощи кулаку в деревне, политикой монополистического паразитизма и бюрократического перерождения промышленного хозаппарата. В полном и принципиальном противоречии со всем кооперативным планом Ленина, который настаивал на финансировании кооперации, оппозиция выдвинула положение об изъятии кооперативного капитала из сферы торговли, думая, что тем самым облегчит положение индустрии. Но эта бюрократически-адиминистативная политика отдавала бы дело реальной и живой смычки с крестьянством в руки частного капитала, била бы по развитию экономической самодеятельности крестьян, закрывала бы им путь к социализму, ставя между государственной промышленностью и крестьянством частный капитал как хозяина в процессе обращения. В полном противоречии с Лениным, который прямо предостерегал против “сверхиндивидуалистической” точки зрения, указывая на необходимость двигаться со всей основной массой крестьянства, отметал легковесные фразы о “крестьянской ограниченности”, троцкистская оппозиция предлагает двигаться помимо этой массы, целиком разделяя осмеянный Лениным тезис об “ограниченности” и неизбежно обрекая на провал политику партии. Выводя отсюда тезис о “перерождении”, “термидоре” и прочие положения, заимствованные из устряловско-меньшевистского арсенала, оппозиция пытается демобилизовать рабочий класс идейно, переходя с большевистских рельсов энергичнейшего строительства социализма на меньшевистские рельсы “критического” отношения к самой классовой сущности этого строительства. Отрицательно или в лучшем случае “нейтрально” относясь к делу рационализации промышленности, оппозиция в своих демагогически-агитаторских требованиях пытается опираться на предрассудки и хвостизм наиболее отсталых слоев пролетариата с полукрестьянской потребительской психологией. Из такого отношения оппозиции к рационализации и неверия ее в успех этого дела вытекает отрицательное ее отношение к 7-часовому рабочему дню, успешное проведение которого связано с дружным и энергичным проведением рационализации.

Объективным результатом такой политики был бы бюрократический застой нашей промышленности, превращение пролетариата из союзника и вождя крестьянства в потребителя, который не ставит себе цели переделки крестьянского хозяйства. Такая политика привела бы неизбежно к краху пролетарской диктатуры. С другой стороны, прикрываясь интернациональным знаменем, оппозиция на деле проповедует такую хозяйственную смычку с интернациональным капиталом, которая привела бы к утере хозяйственной самостоятельности Союза и к срыву строительства социализма.

***

Съезд поручает Центальному Комитету обеспечить разработку пятилетнего плана с таким расчетом, чтобы он был поставлен на рассмотрение ближайшего съезда Советов, и обеспечить привлечение к тщательному и всестороннему обсуждению проекта плана всех местных советских, профессиональных, партийных и других организаций.

КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК, т. 4: 1926-1929, Москва 1984, с. 274-293.

http://www.1000dokumente.de/index.html?c=dokument_ru&dokument=0006_fue&object=translation&st=&l=ru

Leave a Reply

Please log in using one of these methods to post your comment:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / შეცვლა )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / შეცვლა )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / შეცვლა )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / შეცვლა )

Connecting to %s