Великий Корифей Науки – Избрание Тов. Сталина Почетным Академиком

Торжественное Общее Собрание Академии Наук СССР, Посвященного Развитию Марксистско-Ленинской Теории в Работах тов. И. В. Сталина, 22—23 декабря, 1939 г

Удостоверение почетного члена Академии Наук СССР Иосифа Сталина

В знаменательные дни, когда вся наша страна, весь 183-миллионный советский народ и трудящиеся всего мира отмечали 60-летие великого вождя товарища Сталина, состоялось торжественное Общее Собрание Академии Наук СССР, посвященное развитию марксистско-ленинской науки в работах товарища Сталина.

— Мы собрались в дни величайшего радостного подъема всей страны, — говорит, открывая торжественное Общее Собрание, вице-президент Академии Наук акад. О. Ю. Шмидт, и речь его неоднократно прерывается бурными овациями в честь вождя народов, — в дни, когда советский народ и все передовое человечество переживает большой праздник — 60-летие своего гениального любимого вождя и учителя Иосифа Виссарионовича Сталина.

Товарищ Сталин — крупнейший мыслитель, обогативший науку всех наук — марксизм-ленинизм — решением большого числа важнейших вопро­сов. Для нас, работников науки, эта сторона личности и деятельности то­варища Сталина особенно близка. Однако это — не отдельная сторона. В деятельности товарища Сталина теория и практика едины. Каждый шаг партии Ленина — Сталина основан на глубоком теоретическом фундаменте. Никто не сказал более гордых слов о значении теории, чем товарищ Сталин: «…Теория, если она является действительно теорией, дает прак­тикам силу ориентировки, ясность перспективы, уверенность в работе, веру в победу нашего дела».

Велики и многогранны, — продолжает акад. О. Ю. Шмидт, — теорети­ческие работы товарища Сталина. Вслед за Лениным товарищ Сталин обосновал учение о построении социализма в одной стране. Товарищ Сталин дал глубоко разработанную марксистско-ленинскую теорию по национальному вопросу, теорию индустриализации, коллективизации сельского хозяйства, учение о кадрах, о новой интеллигенции и по многим другим важнейшим вопросам. Товарищ Сталин сделал крупнейший шаг в разви­тии ленинизма, создав учение о государстве при социализме и при ком­мунизме в капиталистическом окружении. Товарищ Сталин — инициатор и главный создатель «Краткого курса истории ВКП(б)» — классического произведения марксизма-ленинизма. В этой и в других работах товарища Сталина Даны образцы диалектики, развита дальше философия диалекти­ческого материализма. Работы товарища Сталина разрешают труднейшие проблемы общественных наук. Сила логики, абсолютная доказательность и точность Сталинских работ являются образцом и для естественных и точных наук.

Для нас, научных работников, образцом является сталинская строгость и последовательность мысли, сталинская логика и диалектика, сталинская принципиальность. Высоко поставила партия Ленина — Сталина значение науки в нашей стране и создала для ее расцвета исключительные условия. С радостью и творческим подъемом десятки тысяч научных работников Советского Союза идут по сталинскому пути, служа народу, отдавая свои знания на пользу народу, передавая их новым ученым из народа.

Мы счастливы, что живем в сталинскую эпоху, — заканчивает свою речь акад. О. Ю. Шмидт, — мы горды, что работаем под руководством великого Сталина, мы счастливы, что во главе нашей страны стоит величайший ученый. Посвящая настоящую сессию более подробному проникновению в теоретические работы товарища Сталина, мы открываем ее выражением нашей любви, нашей преданности великому вождю.

Да здравствует долгие годы товарищ Сталин! (Бурные аплодисменты. Все встают.)

О. Ю. Шмидта сменяет старейший член Академии Наук акад. А.Н. Бах.

— Товарищи, — говорит он, — выражая общее горячее желание всех действительных членов и всего научного коллектива Академии Наук Союза Советских Социалистических Республик, я вношу на Общее Собра­ние предложение, значение которого выходит за рамки наших обычных дел и обсуждений. Особая честь выпадает нам в исторические дни празднования 60-летия товарища Сталина — подвести итоги достижениям великой науки Маркса — Энгельса — Ленина — Сталина. Мы, представители науки на­шей страны, поднятой Лениным и Сталиным на небывалую высоту, считали бы великой честью и почетом включить имя, дорогое и близкое нам, авто­ритетное для всех ученых мира, — имя Сталина в число почетных членов Академии Наук. Пусть это избрание послужит для нас новым стимулом для новых научных работ на пользу нашей родине и всему человечеству. Я вношу предложение об избрании Иосифа Виссарионовича Сталина по­четным членом Академии Наук СССР.

Предложение старейшего академика встречается присутствующими бурными, долго не смолкающими аплодисментами. Стоя, советские ученые устраивают продолжительную овацию в честь товарища Сталина. Предложение академика А. Н. Баха под бурную овацию всего зала принимается единогласно — товарищ Сталин избирается почетным членом Академии Наук СССР.

После этого Общее Собрание переходит к заслушиванию научных до­кладов, посвященных развитию марксистско-ленинской теории в работах товарища Сталина. Обстоятельный доклад на тему «Роль товарища Сталина в борьбе за коммунизм» сделал акад. Ем. Ярославский.

Очертив величайшую заслугу двух гениев человечества — Маркса и Энгельса, — превративших социализм из утопических мечтаний в точную науку о человеческом обществе, о путях развития общества и о задачах, стоящих (перед самым революционным и самым угнетенным клас­сом капиталистического общества — пролетариатом, докладчик указывает, что Маркс и Энгельс действовали главным образом в эпоху утверждения капитализма и не дожили до того времени, когда в лице партии большеви­ков была создана организация, которая поставила перед собой историче­скую задачу вооруженного низвержения капитализма.

Уже к 90-м годам прошлого столетия развитие капитализма в России привело к тому, что капитализм стал перерастать в империалистическую стадию. Россия стала беременна революцией более, чем какая-либо другая страна, она была средоточием всех самых отвратительных черт империализма. Центр тяжести революционного движения, как это отмечали Маркс и Энгельс, Передвигался на Восток, в Россию, которая была тюрьмой народов и международным жандармам.

И вот в 90-х годах в рабочем движении поднимаются две фигуры, молодые еще тогда деятели марксистского движения — Ленин и Сталин. Ленин с середины 90-х годов строит «Союз борьбы за освобождение рабочего класса», который был зачатком революционной партии нового типа. Товарищ Сталин, который был значительно моложе Ленина, начинает с конца 90-х годов строить организацию революционных марксистов в Закавказье. С этого времени великое идейное содружество Ленина и Сталина, которое воскрешает идейное содружество Маркса и Энгельса, является значительнейшим фактором в развитии всего коммунистического движения.

Докладчик останавливается на некоторых биографических подробностях жизни товарища Сталина, когда он жадно изучал великих утопистов и освоил колоссальный материал по философии и политической экономии. Таким образом, три основных источника марксизма помогли как Марксу и Энгельсу, так Ленину и Сталину выработать стройное коммунистическое мировоззрение.

Уже в 90-х годах Ленин сформулировал особенность революции в России и задачи, которые стояли перед партией коммунистов. Перед горсточкой революционных марксистов были поставлены тогда гигантские за­дачи, потому что свалить царское самодержавие с его огромной машиной, — армией, тюрьмами, полицией, церковью, даже школой, которая тоже рабо­тала в определенном направлении — защиты царизма, — это была поистине гигантская задача, и Ленин оней говорил, что это есть самая почетная и величественная историческая задача, которую когда-либо ставила история перед человечеством. Надо было шаг за шагом создавать партию рабочего класса, противопоставить ее всем другим партиям; надо было организовать союз рабочего класса с крестьянством, страшно распыленным, в подавляющей своей части мелкобуржуазным, и это в условиях, когда у нас были значительные пережитки крепостничества, когда громадная масса населения была неграмотной; надо было вырвать массы из-под влияния либеральной буржуазии и мелкобуржуазных демократов, в роде эсеров и меньшевиков; надо было внушить этим массам уверенность, что они могут не только свалить царское самодержавие, но и пойти даже при отсталости России на победоносную социалистическую революцию. И все эти задачи коммунистическая партия большевиков, руководимая Лениным и Сталиным, выполнила.

Выполнение всех этих задач потребовало разработки целого ряда во­просов, в частности такого сложного и запутанного в России вопроса, как национальный вопрос. Остановившись на работах товарища Сталина по национальному вопросу, начиная с появившейся в 1904 г. замечательной статьи «Как понимает социал-демократия национальный вопрос?», и на гигантской деятельности товарища Сталина по организации великой и нерушимой дружбы народов СССР, докладчик показывает, как впервые в истории человечества национальный вопрос, без правильного разрешения которого нельзя было бы и думать о построении коммунистического общества, правильно разрешен только в Советском Союзе и только благода­ря гениальным работам Ленина и Сталина.

После победы Великой Октябрьской социалистической революции перед партией встала грандиозная и Труднейшая задача построения социалистического общества в архи-тяжелой обстановке, вызванной империалистической войной разрухи. Здесь нужен был прежде всего громадный органи­заторский талант. Нужно было основные силы революции — рабочий класс, крестьянство, угнетенные массы национальностей — сплотить и направить к одной цели. Эту цель нужно было ясно обосновать и разработать путь к ее достижению. Самым главным инструментом, который был у пролетариата для того, чтобы эту задачу выполнить, была партия, которую Ленин и Сталин строили с 90-х годов, которую они привели к великой победе социалистической революции с армией в четверть миллиона бойцов. И вот выращивание партии как главного Инструмента борьбы за комму­низм — это величайшая заслуга Ленина и Сталина.

Протокол Торжественного Общего Собрания Академии Наук Союза Советских Социалистических Республик, Посвященного Развитию Марксистско-Ленинской Теории в Работах тов. И. В. Сталина

— Нужно иметь в виду, — говорит акад. Ем. Ярославский, — что товарищ Сталин работает как руководитель партии почти что с 1922 г. без Ленива. Когда я думаю о нашей партии, о вашем государстве и о роли в них Ленива и Сталина, мне представляется огромный сложный механизм — два могучих мотора, и у этих моторов стоят машинисты-руководители, до тонкости знающие эту сложную машину, каждый винтик которой должен быть слажен, проверен, испытан. И вдруг один из машинистов падает сраженный. Мотор должен остановиться? Нет, ни на одну минуту он не может остановиться — у обоих мо­торов становится тот, кто вместе с Лениным строил партию, один из вели­чайших мастеров революционного дела — Сталин. И машина идет полным ходом. Несмотря на попытки различных контрреволюционных групп рас­строить эту машину, несмотря на то, что со всех сторон мы находимся в капиталистическом окружении, надо сохранить величайшую твердость, железную волю, целеустремленность, хладнокровие, надо поставить перед партией ясную цель. И Ленин, который воспитал нашу партию большеви­ков, он воспитал и того человека, который после него становится руководи­телем всей партии и государства, человека, о котором Анри Барбюс говорит, что это «человек с головой ученого, с лицом рабочего, в одежде простого солдата», — человек, в котором, как ни в ком другом, воплотились все лучшие гениальные черты Ленина, — человек, о котором Анри Барбюс сказал, что «Сталин — это Ленин сегодня».

И вот Сталин после победоносного завершения гражданской войны и изгнания интервентов начинает проводить в жизнь гигантский план социалистического преобразования страны. Докладчик подробно останавливается на роли Сталина как организатора первых трех пятилеток социалистиче­ского строительства, организатора индустриализации страны, коллективизации сельского хозяйства и подъема культуры, как создателя кадров социалистической интеллигенции, о которых он проявляет величайшую заботу, как величайшего корифея науки, разработавшего целый ряд важнейших теоретических вопросов, без правильного разрешения которых все наши победы были бы невозможны.

— Товарищ Сталин войдет в историю человечества, — заканчивает докладчик под бурные аплодисменты собравшихся деятелей науки, — как один из самых могучих деятелей новой истории, который вместе с Лениным строил самую революционную в мире партию, который вместе с Лениным в октябре 1917 г. утверждал знамя коммунизма, открыв этим новую эру в истории человечества, эру социализма. Он войдет в историю как человек, который бесстрашно взял знамя Ленина, когда Ленин пал, сраженный смертью, и понес это знамя впереди многомиллионного народа к новым и новым победам коммунизма. С именем Сталина мы одержали величайшие победы. И я, один из тех людей, которые с 90-х годов шли вместе с партией в этом великом деле, выражу мнение всех трудящихся нашей страны, если скажу, что мы счастливые люди, что живем в эпоху Ленина и Сталина и участвуем в борьбе за победу коммунизма.

Доклад на тему «Сталин и диалектический материализм» сделал акад. М. Б. Митин,. Подобно тому, — говорит докладчик, — как история эксплоататорского общества, по выражению Маркса и Энгельса, является лишь предисторией человечества, а действительная история человеческого общества начинается лишь с победы рабочего класса, с коммунистической революции, с построения социализма, — подобно этому и гении рабочего класса и трудящихся народных масс высоко поднимаются над великими людьми прежних исторических эпох, утверждавшими капиталистический порядок жизни, то-есть смену одной формы эксплоатации другой формой. В трудах основоположников марксистско-ленинской науки — Маркса — Энгельса — Ленина — Сталина — научно выражены интересы и устрем­ления, надежды и чаяния трудящихся всего мира. Их работы, их творения являются величественными научными подвигами, ибо они направлены на достижение самой высокой цели — полного освобождения всех тружеников от гнета капитала и на создание счастливой жизни людей на земле. Имена Маркса — Энгельса — Ленина — Сталина принадлежат поэтому к самым светлым именам всего человечества.

Дальнейшее развитие марксистско-ленинской теории во всех ее состав­ных частях и в том числе в области философии марксизма-ленинизма связано после Ленина с именем Сталина, являющегося одним из самых ярких представителей творческого марксизма. В теоретических работах товарища Сталина воплощен весь практический опыт мировой борьбы рабочего класса за свое освобождение, сконцентрировано все богатство содержания марксистско-ленинской теории.

Товарищ Сталин сложился как образованнейший марксист и лучший сподвижник В. И. Ленина, как блестящий знаток работ Маркса — Энгельса — Ленина в очень ранние годы. Уже в 1904—1905 гг. он выступает с целым рядом работ крупнейшего теоретического и политического значения. Из этих работ докладчик прежде всего останавливается на известной брошюре товарища Сталина: «Вскользь о партийных разногласиях», вышедшей в 1905 г. В этой брошюре товарищ Сталин защищает и обосновывает ленинские идеи, которые развиты в книге «Что делать?». Работа «Вскользь о партийных разногласиях» показывает, что уже в этот период мы имеем в лице Сталина выдающегося представителя диалектического материализма. Между прочим, уже в этой работе, написанной в 1905 г., товарищ Сталин особо подчеркивает роль общественных идей в жизни и развитии общества. Если мы возьмем строки, посвященные этому вопросу в работе товарища Сталина «О диалектическом и историческом материализме», написанной в 1938 г., то можно убедиться, что здесь мы имеем полную преемственность этих идей.

В работе «Вскользь о партийных разногласиях» товарищ Сталин блестяще обосновал коренное положение о том, что для создания подлинно марксистской, подлинно революционной партии необходимо соединение рабочего движения с научным социализмом. В том же 1905 г. товарищ Сталин пишет другую работу, посвященную этому вопросу, — «Ответ социал-демократу», в которой с исключительной силой развивается тот же тезис о необходимости внесения социал-демократического сознания в рабочее движение. В центральном органе партии «Пролетарий» (№ 22 за 1905 г.) Ленин дал блестящую оценку этой работе товарища Сталина. Докладчик дает далее анализ недавно опубликованных (впервые на русском языке) двух работ товарища Сталина, написанных им в конце 1904 г. и в начале 1905 г. и напечатанных тогда в «Борьбе пролетариата» на грузинском языке. Это — «Как понимает социал-демократия национальный вопрос?», работа, дающая в зародыше идеи, развитые впоследствии товарищем Сталиным в знаменитом его труде «Марксизм и национальный вопрос», работа, в которой нашел замечательное применение метод диалектического подхода к разрешению такого сложного вопроса, как вопрос национальный. Это, далее, статья товарища Сталина — «Класс пролетариев и партия пролетариев», в которой с исключительной силой разработан вопрос о боевой партии пролетариата, вопрос о необходимости сочетать теорию с практикой, о необходимости создать такие боевые организации, которые не ограничивались бы принятием той или иной программы, тех или иных организационных или тактических положений, но которые во главу угла своей деятельности ставили бы действительное претворение в жизнь этих программных, теоретических и организационных положений.

Обе эти работы характеризуют товарища Сталина как уже вполне к тому времени сложившегося крупнейшего большевистского деятеля и по­литического вождя, талантливого полемиста, крупнейшей теоретической и литературной силы большевистской партии.

В 1906—1907 гг. товарищ Сталин пишет целую серию статей, объединенных одним общим названием: «Анархизм или социализм?», и написанных в связи с наплывом в Закавказье анархистов-кропоткинцев, которые выступали против создания и укрепления политической партии на Кавказе, против участия в политической борьбе и протаскивали идеи о вредности всякого государства. В качестве тактического средства борьбы они пользуются индивидуальным террором, экспроприацией, причем часто это вырождалось у них в прямой бандитизм. Все это приносило вред рабочему движению, и товарищ Сталин выступил против анархистов с целой серией статей, представляющих замечательный документ марксистско-ленинской теории вообще, в частности марксистско-ленинской философии.

Докладчик приводит ряд, выдержек из этих статей, в которых был рассмотрен весь круг вопросов философии марксизма. Таким образом, уже в этот период товарищ Сталин создает замечательное произведение по марксистской философии, затронув все вопросы, которые позднее были со всей исчерпывающей полнотой освещены в труде Ленина «Материализм и эмпириокритицизм». Так, в течение всей истории нашей партии перекликаются работы товарища Ленина и товарища Сталина.

Докладчик подробно останавливается далее на целом ряде ярких образ­цов применения метода диалектического материализма в работах товарища Сталина при разрешении самых сложных, самых острых и самых важных вопросов борьбы рабочего класса. Сталин не только защитил и развил учение Ленина о возможности построения социализма в одной, отдельно взятой стране, но и претворил это учение в жизнь. Сталин разработал вопрос о разграничении внутренних и внешних противоречий страны, строящей социалистическое общество в условиях капиталистического окружения. Сталин выдвинул известное положение о том, что мы должны бороться за национальную по форме и социалистическую по содержанию культуру и с несравненным диалектическим мастерством обосновал этот важнейший лозунг. Сталин гениально обосновал тезис о возможности построения коммунистического общества в условиях капиталистического окружения. И везде и всегда мы видим у Сталина самую тесную связь теоретических положений с практикой революционной борьбы.

Заключительную часть своего доклада акад. М. Б. Митин посвящает работе товарища Сталина «О диалектическом и историческом материализме», являющейся новым этапом, новой ступенью в развитии диалектического и исторического материализма, подлинной вершиной философской мысли марксизма-ленинизма.

С обширным докладом на тему «Вопросы государства и права в работах товарища Сталина» выступил акад. А. Я. Вышинский[1]. Как известно,— говорит он, — в марксизме-ленинизме одно из центральных мест занимает учение о государстве мак главном орудии социалистического преобразова­ния общества. Маркс и Энгельс показали принципиальное отличие пролетарского государства от государства эксплоататорского типа, взяв за образец Парижскую коммуну. Ленин открыл советы как новую государственную форму диктатуры пролетариата, указав через советы путь к социализму. Сталин показал значение советов как политической основы победившего социализма, как политической основы социалистического государства рабочих и крестьян.

Докладчик рисует борьбу товарища Сталина со всеми врагами социализма, которые пытались всячески расшатать и ослабить советы и тем самым расшатать и ослабить советское государство. Разгром врагов социализма — троцкистско-бухаринской шайки, — говорит акад. А. Я. Вышинский, — это одна из бессмертных заслуг Сталина. Разоблачая троцкистско-бухаринские «теории» в области государства и права, Ленин и Сталин во всех своих работах неизменно воспитывают глубокое понимание значения и роли советского государства как важнейшего орудия победившего социалистического общества, значение советской законности как одного из могущественнейших факторов укрепления общественной и государственной дисциплины.

Далее докладчик подробно останавливается на разработанной Сталиным теории социалистического государства, на сталинском учении о высшем по типу, самом демократическом в мире советском государственном аппарате, на вопросе о кадрах, являющихся, по образному выражению товарища Сталина, самым ценным капиталом в мире, золотым фондом партии и государства, на триумфе ленинско-сталинской национальной политики и на богатейшем материале по вопросам права, который мы находим в трудах товарища Сталина.

В заключение докладчик говорит о величайшей роли, которая принадлежит товарищу Сталину в области развития советского конституционного права. Сталин — творец и вдохновитель первой Советской конституции — Конституции РСФСР 1918, г. Сталину принадлежит вся гигантская работа по подготовке первой Союзной советской конституции — Конституции Союза ССР 1924 г. Наконец, всем хорошо известна та величайшая роль, которая принадлежит Сталину как вдохновителю, организатору и творцу нашей ныне действующей Конституции 1936 г., по справедливости названной Великой Сталинской конституцией.

С огромным вниманием выслушивают собравшиеся ученые приводимые акад. А. Я. Вышинским факты из деятельности Конституционной комиссии, которую возглавлял товарищ Сталин и которая подготовила Конституцию Союза Советских Социалистических Республик. Руководя Конституционной комиссией, товарищ Сталин с исключительной тщательностью конкретизировал и отшлифовывал каждую статью, каждую формулировку. Статья34 Конституции, например, гласит, что «Совет Союза избирается гражданами СССР по избирательным округам по норме: один депутат на 300 тысяч населения». Когда эта статья обсуждалась на заседании Конституционной комиссии, один из ее членов, исходя из разнообразия эко­номических, этнографических и других условий нашей необъятной страны, предложил следующую формулировку статьи: «Совет Союза избирается гражданами СССР в среднем по норме: один депутат на 300 тысяч населения». Товарищ, Сталин предложил отклонить этот текст и разъяснил, почему он это делает. Он сказал, что, если вставить слова «в среднем», то это значит дать возможность йод прикрытием этой формулы со­вершать всякого рода избирательные махинации. Поправка, разумеется, была отклонена.

В пункт «к» ст. 49, предоставляющей право Президиуму Верховного Совета СССР в период между сессиями Верховного Совета СССР объявлять состояние войны в случае военного нападения на СССР, было внесено, по инициативе товарища Сталина и в его формулировке, следующее добавление: «или в случае необходимости выполнения международных договорных обязательств по взаимной обороне от агрессии». Это в высшей степени важный с точки зрения международного права принцип, возводящий в степень конституционного значения обязанность соблюдать договорные обязательства, взятые на себя государством. Этим лишний раз демонстрируется, чего стоит советская подпись под тем или другим международным актом, о чем прекрасно говорил тов. Молотов в своем докладе на Внеочередной пятой сессии Верховного Совета СССР 1-го созыва.

Когда в Конституционной комиссии обсуждалась ст. 10, трактовавшая об охране законом личной собственности граждан, товарищ Сталин внес в эту статью весьма существенные две поправки. Во-первых, он предложил сказать, что охраняется не личная собственность граждан, а право личной собственности. С точки зрения методологии конституционного права это оказалось исключительно Правильным. Кроме того, он добавил, что охраняется не только право личной собственности, но и право насле­дования личной собственности граждан, что было в перво­начальном проекте упущено. Таким образом, было восстановлено во всем своем значении громаднейшее дело в области гражданского права, свя­занное с провозглашением и утверждением права наследования на личное имущество.

— Нет ни одного, — заканчивает акад. А. Я. Вышинский, — сколько ни будь значительного акта, выходящего из недр наших правительственных учреждений, который не возник бы по инициативе товарища Сталина, либо не был бы им тщательно проработан. В каждом акте советского го­сударства мы видим направляющую руку, мысль и труд великого Сталина (бурные аплодисменты).

Член-корреспондент АН СССР И. И. Минц сделал доклад на тему: «Сталин — полководец революции». Искусство полководцев всегда при­ковывало к себе внимание, каждая эпоха выдвигала своих полководцев, каждый класс может назвать своих военачальников. Нони одна эпоха, ни один класс не может назвать таких титанов человеческой мысли, таких мастеров побеждать, как Ленин и Сталин. Для пролетарских вождей ха­рактерно соединение в одном лице прозорливости политического вождя и кругозора военачальника, потому что они владеют марксизмом-лениниз­мом, потому что они владеют законами общественного развития, законами научного предвидения.

Подтверждением этому служит вся огромная работа Ленина и Сталина и прежде всего руководство ими вооруженным восстанием и обороной страны. Еще в 1917 г., накануне Октябрьского переворота, контрреволюция сделала серьезную попытку предупредить вооруженное восстание. Сейчас, после многих лет изучения, мы с точностью почти до одного полка, может быть даже до одного батальона, можем подсчитать, какое количество сил было на стороне контрреволюции. Мало того, мы сейчас знаем, что не только был создан второй, так называемый корниловский заговор, у организаторов которого было более четверти миллиона вооруженных солдат, но что в этом заговоре принимала самое деятельное участие Антанта в лице ее военных представителей. Измена Зиновьева и Каменева, предательство Троцкого, на заседании Петроградского совета, предлагавшего отсрочить восстание до 25 октября, открыли контрреволюции план восстания. Керенский решил предупредить восстание большевиков и наметил свое выступлениепротивбольшевиковна24 октября.

В руках у Ленина и Сталина не было этих данных, но гениальная прозорливость позволила им разгадать план врата, и в тот самый момент, когда Керенский готовился выступить, товарищ Сталин, возглавлявший партийный центр по руководству вооруженным восстанием, двинул к Зимнему дворцу красногвардейцев, революционных солдат и моряков. Так правильный выбор срока восстания определил исход борьбы.

Разбитые в эти дни представители Антанты решаются на новый план. Занятая войной с Четверным союзом, Антанта решает раздавить советскую власть чужими руками, втянув ее в драку с Германией. Для этой цели представители Антанты связались с троцкистско-бухаринской бандой, которая в угоду Антанте собиралась арестовать Ленина, Сталина и Свердлова и совершить антисоветский контрреволюционный переворот. Гениальная прозорливость вождей вырвала страну из этой ловушки. Владея знанием законов общественного развития, Ленин и Сталин разгадали план противника и разбили его.

Потерпев неудачу, Антанта организует против молодой советской республики восстание чехословацкого корпуса и одновременно поднимает восстания на севере и в приволжских городах. Враги наступают со всех сторон, но откуда ждать главного удара? На основании Точного анализа международного положения Ленин объявил восточный фронт решающим фронтом революции. Именно удар на восток против чехов позволил нам подготовиться к новым боям и испытаниям.

Выступление чехов застало страну в крайне тяжелый момент. До сбора нового урожая оставалось еще по крайней мере 21/2 месяца. Старого хлеба уже не хватало, народ голодал. Украина и Сибирь были отрезаны, оставалось только Поволжье, узкая щель, через которую можно было добыть хлеб с Нижнего Поволжья и Северного Кавказа. И вот на спасение стра­ны в Царицын направляется товарищ Сталин в качестве руководителя всем продовольственным делом юга России.

Докладчик подробно рассказывает о величественной обороне Царицына, показавшей исключительную силу большевистской стратегии и величайший гений полководца Сталина.

Неудачи на юге Антанта пытается поправить операциями на севере, где экспедиционный корпус англо-французских империалистов стремится где-то около Вятки — Котласа связаться с колчаковскими полчищами с тем, чтобы оттуда единым фронтом двинуться на Москву. И вновь на опасение революции был послан товарищ Сталин, который, прибыв на место, быстро разобрался в обстановке. За передвижением малых батальонов Сталин увидел большие международные силы. На ограниченном плацдарме под Пермью шла неограниченная международная игра. Сталин принял решительные меры, быстро выправил положение, отбросил противника вновь к исходному положению, к Перми, чем открыл победоносное наступление всей Красной армии.

Сталин не ограничивается ликвидацией опасности, непосредственно угрожавшей стране. Наблюдательный глаз полководца заметил, что причины катастрофы под Пермью лежат не только в допущенных здесь ошибках. Сталин увидел, что старые генералы, руководимые Троцким, которым он передоверил формирование пополнений, извратили советский закон о формировании Красной армии, по которому в армию должны были приниматься только рабочие и трудящиеся крестьяне. Сталин решительно разоблачил эту вредительскую практику и настоял на точном выполнении советского закона, на очищении и обновлении самого штаба. Сталин выработал для армии ряд стройных, ясных и четких стратегических задач, которые и легли в основу плана величайшего полководца Красной армии М. В. Фрунзе, разгромившего на основе этих указаний Колчака.

Товарищ Сталин создал глубокое учение о взаимоотношении между тылом и фронтом. С особенной силой сказалось это учение в той работе, которую проделал Сталин в Петрограде, куда он был послан для спасения города от наступления Юденича. По приказу Сталина, отряды моряков и большевиков-красноармейцев в течение ночи окружили буржуазные кварталы и произвели массовый обыск в домах. Было найдено огромное количество оружия, свидетельствовавшее о том, что в Петрограде существует заговор, руководители которого только ждали подхода к городу белых, чтобы поднять восстание. Заговор действительно был вскоре рас­крыт, и в числе предателей оказались работники 7-й армии и Балтийского флота, руководимые двумя английскими шпионами. Сталин, раскрывший заговор, очистил штабы от предателей, организовал оборону Петрограда и спас положение.

Но на страну надвигался новый враг. К осени 1919 г. крайне обострилось положение на юге, где Деникин захватил Орел и стоял в 250 км от Москвы. Прибыв на фронт, Сталин очистил штаб от ставленников изменника Троцкого, разоблачил вредительский троцкистский план и предложил знаменитый свой план разгрома Деникина, выбрав направлением удара пролетарские районы, где население с нетерпением ожидало Красную армию. Как известно, этот план блестяща удался, и Деникин был разбит наголову.

Светочем своего ума Сталин разгадывал планы контрреволюции и разбивал их. Силой своей непревзойденной диалектической логики он обобщил учение Маркса — Энгельса и Ленина, развил его в стройное учение о большевистской стратегии и тактике.

— С именем Сталина на устах, — заканчивает докладчик, — шли бой­цы под Хасаном против нарушителей советской границы. С именем Сталина на устах шли стремительным маршем на освобождение братских народов Западной Украины и Западной Белоруссии бойцы нашей героической Красной армии. С этим же именем на устах пойдем мы в грядущий бой, когда великий полководец поведет вперед в огне и буре давно испытанные рати!

Доклад на тему «Сталин и историческая наука» сделала чл.-корр. АН СССР А. М. Панкратова. Она подчеркивает, что за последние годы, пожалуй, ни одна отрасль науки в СССР не получила столько руководящих указаний, столько постоянной помощи и заботливого внимания со стороны партии и товарища Сталина, сколько их имела историческая наука.

Враги советской власти всеми средствами пытались использовать историческую науку в контрреволюционных целях. Используя историческую науку, вел свои атаки на ленинизм предатель Троцкий. Троцкистские последыши под прикрытием якобы марксистской концепции Покровского в течение ряда лет проводили вредительскую работу на историческом фронте. Величайшая заслуга товарища Сталина заключается в том, что он разоблачил и разгромил троцкистских фальсификаторов истории и помог советским историкам ликвидировать антимарксистские, анти-ленинские, по сути дела ликвидаторские взгляды на историческую науку так называемой «школы» Покровского.

Докладчик подробно останавливается на известных решениях ЦК ВКП(б) и Совнаркома СССР от 16 мая 1934 г. и 27 января 1936 г., принятых по инициативе товарища Сталина, на знаменитых замечаниях товарищей Сталина, Кирова и Жданова по поводу конспектов учебников по истории СССР и по новой истории. При непосредственной помощи товарища Сталина был создан «Краткий курс истории СССР». Товарищ Сталин принял также непосредственное участие в создании и редактировании первого тома «Истории гражданской войны», в который он внес до 700 замечаний, дополнений и поправок.

Значительную часть своего доклада А. М. Панкратова посвящает энциклопедии основных знаний марксизма-ленинизма — «Краткому курсу истории ВКП(б)», выход которой явился настоящей эпохой для советской исторической науки, как и для всего идеологического фронта. В этой замечательной книге со сталинской четкостью и глубиной изложен и обобщен гигантский исторический опыт коммунистической партии, в ней показано дальнейшее развитие марксизма-ленинизма в новых условиях классовой борьбы пролетариата. Для «Краткого курса истории ВКП(б)» товарищ Сталин написал свое гениальное изложение основ диалектического и исторического материализма, являющееся обобщением на основе новейших данных науки и революционной практики всего того, что внесли Маркс, Энгельс и Ленин в учение о марксистской диалектике. Сталинский курс истории ВКП(б) с предельной ясностью показал, что только историк, овладевший большевизмом, умеющий применять его при анализе хода классовой борьбы в любую историческую эпоху, в любой исторической обстановке, может считаться подлинным историком-марксистом.

Целым рядом примеров докладчик иллюстрирует то- положение, что нет такой области в исторической науке, где сталинские указания не вызвали бы усиленной, серьезной и плодотворной методологической работы и необходимости нового глубокого, конкретного исследования.

Замечания товарища Сталина по вопросу о государстве, о революции рабов, о путях вызревания феодального общества в недрах рабовладельческого и др., — все эти замечания несомненно могут и должны по-новому поставить изучение истории древнего мира.

В работах товарища Сталина по национальному вопросу историк нахо­дит ценнейшие методологические указания по ряду проблем изучения исто­рии народов как в нашей стране, так и других народов. Говоря о генезисе народов, товарищ Сталин разоблачает антинаучную расовую теорию, фантазирующую о существовании якобы чистых рас с особо выдающимися способностями. Товарищ Сталин показывает, что все современные нации образовались исторически из смешения и ассимиляции разных племен и рас. Нынешняя итальянская нация, например, образовалась из римлян, германцев, этрусков, греков, арабов и т. д. То же нужно сказать о французах, англичанах, немцах и других современных нациях.

Товарищ Сталин показывает, что в этот ранний период образования племен и народов не могло быть прочных государственных образований. Такие великие государства, как государства Кира и Александра Македонского, образовавшиеся из разных племен и рас, представляли собой не национальные государства, а случайный и мало связанный конгломерат групп, объединявшихся и распадавшихся в зависимости от успехов или поражений того или иного завоевателя. Лишь в процессе ликвидации фео­дализма и развития капитализма происходит складывание людей в нации и сопутствующее ему образование национальных государств.

Чрезвычайно плодотворно для исторической науки указание товарища Сталина о том, что в Восточной Европе процесс образования наций в государства складывался иначе, чем в Западной Европе. Здесь сложились многонациональные государства, состоявшие из нескольких наций. В работах товарища Сталина историки находят исчерпывающий ответ на вопрос об истоках национально-освободительного движения покоренных царизмом народов России, находят и направляющие указания для понимания форм и задач движущих сил и характера национальных движений.

В работах товарища Сталина мы находим тонкий марксистский анализ причин техно-экономической отсталости России. В то время как меньшевистско-троцкистские капитулянты возводили эту вековую отсталость в абсолют, в нечто исторически непреоборимое, товарищ, Сталин развил боевое диалектическое учение, открывшее перспективу революционного превращения отсталой России в мощную социалистическую державу, авангард мировой революции.

С особенным вниманием товарищ Сталин разрабатывает вопросы истории России в период империализма, когда Россия стала средоточием всех противоречий империализма, слабым звеном в цепи империалистических держав.

— Советские историки, — заканчивает свой доклад А. М. Панкратова, — выполнят стоящие перед ними задачи, если они будут руководство­ваться в своей работе величайшего значения указаниями и директивами нашего вождя и учителя товарища Сталина, если всегда и во всем они будут непоколебимо отстаивать теоретические позиции марксизма-ленинизма, если они в своей научно-исследовательской работе проявят ту величайшую энергию, тот напряженный творческий труд, образцы которого во всех своих работах показал нам наш первый Герой Социалистического Труда — великий наш Сталин (бурные аплодисменты).

* * *

С большим воодушевлением Общее Собрание приняло приветствие товарищу Сталину [2]. Собрание закрылось кратким заключительным словом вице-президента АНСССР акад. Е. А. Чудакова.


[1] Этим вопросам посвящена статья акад. А. Я. Вышинского „Вопросы госу­дарства и права в трудах товарища Сталина”, напечатанная в № 11—12 (1939 г.) нашего журнала.

[2] См. Вестник Академии Наук СССР, № 11—12, 1939.

ავტორი: Levan Ramishvili

Defender of the truth, the good, and the beautiful. An admirer of perennial philosophy. An advocate of natural law and liberty.

დატოვე კომენტარი

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.